ЭКСКУРСИИ ПО РОСТОВУ-НА-ДОНУ

Театральная карьера Евгения Шварца –

автора наших любимых пьес

3 года в театральной студии
Это сейчас «Обыкновенное чудо» и «Дракон» раздерганы на цитаты, к чему, конечно, приложил руку Марк Захаров с его фильмами. Хотя и при жизни автор этих пьес не мог пожаловаться на отсутствие успеха.

А были еще киносценарии. Одна «Золушка» с Яниной Жеймо и Фаиной Раневской чего стоит.
Но сто с лишним лет назад все было совсем по-другому. Евгений Львович Шварц, вчерашний офицер русской императорской армии, бежавший из голодного большевистского Петрограда в Екатеринодар, где жили его родители, участник белого движения с первых дней его существования, оказался в Ростове в начале 1918-го.

Признанный негодным к военной службе после тяжелого ранения, которое он получил в боях с красными за Екатеринодар (последствия ранения сказывались всю его жизнь), 22-летний ветеран поступил в Донской университет имени М. Богаевского и устроился работать в ОСВАГ (осведомительное агентство) – организацию, которая занималась антибольшевистской пропагандой.

Здание, где она находилась, кстати, сохранилось. Адрес его – Большая Садовая, 60. Принадлежит оно Ростовской консерватории.
Кроме работы и учебы, было у Шварца и увлечение – театр. В Ростове он нашел единомышленников – студию которая называлась «Театральная мастерская».

Образовалась она весной 1917-го из членов литературного кружка «Зеленое кольцо».
В кружке мальчики и девочки из хороших ростовских семей сначала собирались в кафе для обсуждения и чтения книжек.

Потом самые активные из них во главе с сыном ростовского банкира Павлом Вейсбремом решили заняться театром.

В качестве музыканта к студии присоединился Михаил Гнесин (из знаменитой музыкальной семьи), среди оформителей был будущий классик армянской живописи Мартирос Сарьян.

Театральная мастерская ставила как классику – Пушкина, Лермонтова, так пьесы современных им авторов – Ремизова, Хлебникова, Гумилева.

Между прочим, на единственном спектакле по пьесе Хлебникова «Ошибка смерти» присутствовал автор.

В 1920-м году студия получает постоянный адрес. Она просто захватывает особняк Чернова – здание на углу Большой Садовой и. ====

Точная копия здания до сих стоит на месте.

угол ул. Большая Садовая и пер. Халтуринский. Дом Маргарита Черновой

Среди членов студии - родственники бывшего владельца - дочь, зять и брат зятя, а потому они с радостью принимают участие во вторжении.

В 1919-м году вместе с семьей Россию покидает Павел Вейсбрем, в 1920-м году Ростов переходит в руки красных и «Театральная мастерская становится государственным театром. Теперь, по крайней мере, артисты получают пайки.
В 1919-м году вместе с семьей Россию покидает Павел Вейсбрем, в 1920-м году Ростов переходит в руки красных и «Театральная мастерская становится государственным театром. Теперь, по крайней мере, артисты получают пайки.
В 1920-м году Евгений Шварц женится на артистке Гаянэ Хайладжиевой.

Чтобы преодолеть сопротивление упрямой армянской девушки пришлось приложить немалые усилия.

Сын перешедшего в православие еврея, Шварц согласился перейти в армяно-грегорианскую веру.

По воспоминаниям Хайладжиевой, ему даже пришлось прыгнуть в зимний Дон, чтобы подтвердить серьезность намерений.

В 1921-м году в Ростов на премьеру спектакля по своей пьесе «Гондла» приезжает Николай Гумилева «Гондла». После просмотра он советует актерам переезжать в Петроград и обещает свою помощь.

Осенью 1921 театр уже в Петрограде. Гумилев, обещавший помощь, расстрелян, рассчитывать больше не на кого, и весной 1922-го студия прекращает свое существование.
Осенью 1921 театр уже в Петрограде. Гумилев, обещавший помощь, расстрелян, рассчитывать больше не на кого, и весной 1922-го студия прекращает свое существование.

Конец студии означал и конец театральной карьеры Евгения Шварца. Все его попытки войти в театральный мир Петрограда окончились провалом. Зато началась его литературная карьера.
Блог
В блоге я рассказываю про интересные места Ростова и делюсь
Что вы обязательно должны попробовать, и где это найти
Во всей России одинаковые трамвайные пути, но в Ростове все особенное.
О трех годах проведенных в Ростове, которые сделали его автором наших любимых фильмов

Я- Илья Елисеев, лицензированный гид в Ростове-на-Дону.

Для меня, историка по образованию и зову души, история моего города – это не только часть всемирной истории, но и история 3-х поколений моей семьи.

Главное в этой истории - люди и то, что они нам оставили.

Поделиться этим знанием, раскрыть магию исторических связей, разделить радость познания – цель моих экскурсий. Подробнее о моих экскурсиях можно узнать на главной странице.

Made on
Tilda